Ада Якушева


В Москве на 79-м году жизни скончалась Ада Якушева — известный автор и исполнитель бардовской песни.

Ада Якушева была женой прославленного советского барда Юрия Визбора. Именно ей посвящено одна из самых популярных его песен — «Ты у меня одна». Сама же бард получила широкую известность и стала популярной после появления песен «Ты мое дыхание» и «Вечер бродит по лесным дорожкам». Помимо музыки, Якушева работала ведущей радиостанции «Юность» в передаче «Здравствуй, товарищ».


 

 

 

 

Связанные ссылки:



Российская поэтесса, автор и исполнитель бардовской песни Ада Якушева, скончавшаяся 6.10.12 на 79-ом году жизни после продолжительной болезни в Москве, была человеком завидной судьбы, и память о ней останется в ее бессмертных песнях.

Изображение

Ада Якушева (Ариадна Адамовна Якушева) родилась 24 января 1934 года в Ленинграде. В детстве она училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 году поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссером Петром Фоменко.

Уже на втором курсе Якушева сама стала сочинять песни и стихи. Среди них "Ты мое дыхание", "Записная книжка", "Вечер бродит по лесным дорожкам" и многие другие.

Якушева окончила институт в 1956 году, а в 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора. Именно ей Визбор посвятил одну из своих самых известных песен "Ты у меня одна".
Однако, их брак был недолговечным. В 1968 году Якушева вышла замуж за радиожурналиста Максима Кусургашева.

Ада Якушева получила широкую известность как бард и работала ведущей радиостанции «Юность» в передаче «Здравствуй, товарищ». Вскоре у нее вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы — «На время позабудь», «Ты — мое дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).
Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».

Именно с нее во многом начиналась женская поэзия под музыку — та, что зародилась в СССР в 1950-е. Бардовская волна захлестнула молодежь и интеллигенцию только у нас, не в Великобритании и не в США, — нигде больше такого не было: люди начинали сочинять стихи, писать на них музыку, учиться играть на гитарах. А потом вместе с единомышленниками собираться у костров, ходить в дальние походы. И искать для себя новые судьбы, героику буден, собственное признание в этой непростой жизни.

Ада Якушева стала одним из таких поэтов с гитарами — предвестником перемен в обществе и оттепели в культуре и общении между людьми… Не все из поющих ее песни — «Вечер бродит по лесным дорожкам», «Живет на свете девочка», «Ты — мое дыхание» и многие другие — даже точно знали, кто именно их написал. Благодаря душевности и искренности ее стихи и музыка постепенно становились частью нового городского фольклора. Да и сама Ада, кажется, никогда не стремилась к публичности, славе и профессиональной карьере. Разве что в середине 60-х собрала свой ансамбль (женский вокальный октет) и даже гастролировала с ним по СССР в течение шести лет. Но потом ушла работать на радиостанцию «Юность», где по субботам в 9.15 вела самую искреннюю и призывающую к поступкам передачу «Здравствуй, товарищ» — о романтиках и людях, для которых героизм — обычная часть жизни... Уже не думала о профессиональной карьере, а просто писала песни о том, что думает, о чем переживает. И оказалось, что ее мысли, чувства и смятения — так понятны и органичны многим другим женщинам, вспоминавшим потом ее стихи и мелодии уже в минуты собственной радости или печали».

Она занимала в бардовском движении совершенно особое место — будучи единственной женщиной-бардом в почти стопроцентно мужском контексте первого поколения творцов «авторской песни». …Время рождения и возмужания бардов — время «оттепели». Когда после десятилетий ужаса и духовной стагнации начала рождаться совершенно новая культура — потом ее назовут культурой «шестидесятников». Стоило только организовать «маленький сквознячок» — и сразу хлынул настоящий ураган новых идей и веяний. Главное в специфике бардовского движения — постановка во главу угла права человека на то, что психологи называют Полем личной автономии. То есть — существование собственной духовной «территории», куда никто не может войти «без стука».

Творческий вариант Поля личной автономии Ады Якушевой — чисто гендерный. Она и в жизни, и с гитарой в руках реализует себя именно как женщина — в любви, материнстве, интимности. Ее в самом прямом смысле можно было назвать Музой и Мадонной всего первого поколения бардов. Строки ее песен доносят до нас образ юной женщины, пребывающей в состоянии перманентной влюбленности — в великий и прекрасный мир, в свою удивительную эпоху, в окружающих ее людей, в своих товарищей-юношей...


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить