Показались интересными заметки Константина Рыбакова о его впечатлениях от поездки на XXXIX Грушинский фестиваль У тех, кто любит бардовскую песню или сам её, родимую, пишет — слово «Груша» с фруктом не ассоциируется. Груша, или Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, прошёл в этом году под порядковым номером XXXIX. Попасть на фестиваль мне хотелось давно; но — работа, но — семья, но — ….. Всевозможными «но» с годами покрываешься, словно антресоль паутиной. Однако сильным хотениям положено сбываться, и к делу «сбычи мечт» нежданно-негаданно подключилась паутина всемирная: отправив по весне две песни в Интернет-конкурс виртуальной Грушинки, я оказался в числе участников реальных. Тряхнув стариной — в смысле, выбив пыль из спального мешка и палатки — 5-го июля, в день официального открытия фестиваля, около часа дня прибываю на Фёдоровские луга под Тольятти. Отсюда и поведу свой субъективный репортаж.

Костёр у Пилигримов

Итак, четверг, 5-е июля, вторая половина дня. Установка палатки, знакомство «под огурчик» с соседями, поиски руководителя проекта «Пилигримы» (он же инициатор и руководитель оргкомитета Интернет-конкурса) Эдуарда Филя, подача заявки на конкурс — всё это происходило одновременно, точная хронология событий восстановлению не подлежит. Ближе к темноте на сцене «Пилигримов» начинается концерт бардов из Казахстана «Остров песни», а питерскую компанию (нас тут оказалось сразу пять человек) Эдуард Филь отправляет «на гастроли» куда-то к дальним кострам. Ребята выступают очень хорошо, а у меня, чувствую, куража не хватает, слова забываются, пальцы путаются: полтора суток за рулём, и сразу с корабля на бал. Впрочем, назвался бардом — пой песни, а не отмазки сочиняй, поэтому извиваюсь, как могу. Вернувшись из полуторачасовой ссылки, вливаемся в сценическое действо уже на своей площадке, и в качестве зрителей, и в роли исполнителей. Где-то во втором ч
асу ночи ухожу в сон.
 
Пятница, 6-е июля. Просыпаюсь в 07-00 самостоятельно, бодр и свеж. Большая часть населения ещё дрыхнет. Люда из Алма-Атинского «Острова» поит меня кофе. В половине десятого лагерь оглашается мелодичным «Хари Кришна, хари Рама»: растянувшись на пол-версты, кришнаиты (в основном молодые девушки) обходят город по имени Груша. Течёт, извивается многоножка в одеждах из разноцветного шёлка, пританцовывая и воздевая сотнерукость к небесам. Своеобразный будильник, ненавязчивый и не раздражающий. Меняется мелодия, но текст и время незыблемы — «Хари Кришна!.», девять-тридцать.
У нас в гостях ансамбль «Витаминки» из Ульяновска. Два пацанёнка лет двенадцати и стайка девочек от пятнадцати под руководством седого гитариста. Голоса изумительные, подобное многоголосие разве только у грузин услышишь! И тексты, какие о-бал-денные тексты... За что всю жизнь любил именно бардовскую песню — она всегда со смыслом, в каждой есть хоть комический, хоть космически-драматический, но обязательно яркий и законченный сюжет, а не попсовое бла-бла ни о чём.
После выступления «Витаминок» поэтический тур
нир. Затем, не отвлекаясь на обеденные глупости, даёт мастер-класс Борис Щеглов. Борис Григорьевич — один из старейших самодеятельных авторов (1939 г. рожд.). Можно сказать, аксакал акынов. Поющий геофизик, лауреат многих песенных фестивалей, он внимательно прослушивает конкурсантов, каждому в двух словах объясняя ошибки и недочёты. Сразу после мастер-класса часовой концерт Инны Труфановой из Киева. Отбив ладони в бурных аплодисментах, отправляемся на главную сцену фестиваля на генеральную репетицию.
Репетиция не состоялась. Едва мы дошли до главной сцены, рухнуло небо. Внезапный, почти тропический ливень всей тяжестью навалился на крыши палаток. Тент над сценой катастрофически провис, грозя сломать стальной каркас. В последний момент, когда конструкцию уже бьёт предсмертная дрожь, удаётся сорвать край тента, и вода обрушивается внутрь, на нас и на дощатый настил. Тяжела и неказиста жизнь бродячего артиста: стоим мокрые, будто пингвины на льдине. На обратном пути «ласты» разъезжаются в лужах, обрастая серым суглинком. Кто-то платит ненормальные деньги за лечение грязью, а тут она даром совершенно, щедро и с избытком преподносится дырявыми небесами в благодарность за наши песни.
Удивительно, но палатку я поставил на небольшом уклоне весьма удачно: внутри абсолютно сухо. Ещё удачнее то, что в рюкзаке есть сухая одежда и несухой спирт. Праздник продолжается! На сцене «Пилигримов» сменяют друг друга Вета Ножкина (Алма-Ата), Геннадий Балахнин (Тюмень), Игорь Игумнов (Омск), Владимир Патов и Иван Клементьев (Ростов-на-Дону), Наталья Самаркина (Самара), Дмитрий Бахтияров (Свердловская область)... С удовольствием бы слушал их хоть до рассвета, но даже железный организм подвержен ржавчине усталости. Антракт.
 
Суббота, 7-е июля. 07-00, никто не будил, но я почему-то проснулся. Лагерь безмятежно тих и девственно свеж. Почти час, не вылезая из палатки, лежу овощем. Грязь за ночь подсохла, ноги и обувь ничем друг от друга не отличаются. Отправляюсь на Волгу приводить себя в порядок. Назад возвращаюсь под щебет птиц и «Хари Кришна», кофе-тайм.
Перед началом третьего тура, в 10 часов утра, победителей 2-го Интернет-конкурса Грушинского фестиваля собирают на главной сцене: награждение и подарки. Для меня самый интересный из подарков – книга «Грушинский XXI век», выпущенная буквально перед фестивалем. Для человека, впервые попавшего на Грушу, пусть и знакомого с ней заочно, информация под одну обложку собрана ценная: тут и список победителей последних лет, и избранные песни, и история фестиваля со дня основания, и фотографии.
В лагере «Пилигримов» неожиданно появляется президент Клуба имени Грушина Борис Кейльман, с ним оператор. По-приятельски машет мне: «Иди сюда!». Удивлённо пожимаю плечами, подхожу и попадаю в кадр. То ли для самарского ТВ снимают, то ли для архива фестиваля. По просьбе Бориса Рафаиловича пою конкурсную песню, отвечаю на какие-то вопросы, но как только его внимание переключается на Эдуарда Филя, задом-задом выхожу из-под прицела кинокамеры: боюсь растрясти настрой перед конкурсным выступлением.
 
Начало 3-го тура задерживается где-то на час. Жюри в сборе: Борис Щеглов, Наталья Кучер, Валерий Боков и Алексей Брунов, Галина Хомчик и Дмитрий Бикчентаев, Ольга Качанова и Ольга Ермолаева… Однако, нет председателя жюри – Александра Городницкого. Борис Есипов, заместитель председателя, пообещав скорое прибытие Александра Моисеевича, начал концерт. Моё выступление почти в самом конце. Тешу себя надеждой увидеть легендарного автора на расстоянии вытянутой руки, но не случилось: Городницкий так и не появился. Слушаю выступающих. Тереблю гитару. Всё. Пора. Выход...
…Ребята сказали, что для первого раза на таком масштабном фестивале вполне: не сбился, не сфальшивил. Только к микрофону надо ближе. Или петь погромче. Или… Ничего не чувствую. Пока ничего. Эйфория от «я стоял на этой сцене!» придёт позже, после глотка пива. Даже после двух, пожалуй. Бокалов.
Пять вечера. Филь приносит результаты, лауреатом в номинации «Авторы» стала Настя Макарова. Странно, не помню. Никто не помнит. Оказывается, два тура она прошла со своей группой «Ступени» в номинации «Ансамбли», но по какой-то причине жюри делает перетасовку. Как если бы на соревнование стрелков из лука привели в финал копьеметателя: а что, копьё тоже палка вострая… Макарова, разумеется, автор своей песни, но «Ступени» – группа профессиональная, существует более десяти лет. А песня авторская и песня бардовская, на мой взгляд, совсем не одно и то же. Эдак в дальнейшем назначат лауреатами Грушинки Сергея Трофимова или Стаса Михайлова. Может, даже заочно. И забла
говременно. Следом, обзавидовавшись, приедут Киркоров с Басковым, поучаствовать в номинации «Исполнители». Понимаю, что даже объектив фотоаппарата «Зоркий» не может гарантировать 100 % -ой объективности взгляда, но — неспортивное решение. Впрочем, желающие могут сами прослушать некоторые звучавшие на конкурсе песни и сделать собственные субъективные выводы:
Группа «Ступени», она же лауреат Макарова, «SOS»: http://www.youtube.com/watch?v=P41qkuVhtpg
Игорь Кормановский, «Менуэт Боккерини»:
http://www.ik.samarabard.ru/2011-yanvar-kormanovskii-igor-menuet-bokkerini.html
Владимир Юрков, «Только песни да иконы»: 
http://www.youtube.com/watch?v=ktWXDiDuqb4
Вета Ножкина, «Вслед за Атлантами»: http://nozhkina.ru/content/view/319/5/
Андрей Стрелков, «Орлик»: http://video.yandex.ru/users/apksp/view/2/#
 

Ансамбль "Витаминки"

Андрей Стрелков, г. Всеволжск

Харе Кришна

Игорь Игумнов, Омск

Игорь и Марина Кормановские

Ирина Лобода и Людмила Кан, Алматы

Владимир Патов, станица Романовская

Зажигаем под дождём

Владимир Юрков, Санкт-Петербург

Эдуард Филь, Борис Есипов

Прошедшие в третий тур

Пилигримы вместе

 
В 22-00 начинается самый главный концерт, концерт лауреатов и дипломантов XXXIX-го Всероссийского фестиваля авторской песни, концерт на Горе. Я остаюсь в лагере. Это не обида, не поза протеста, это банальная усталость: с момента моего прибытия прошло чуть больше двух суток. В них уместились десятки новых знакомств, выступлений, фантастически интересных авторов и песен. Событийная насыщенность зашкаливает, информация с трудом протискивается в разбухшие извилины и не сортируется по ячейкам, а лежит отдельным огромным куском. Эмоциональное состояние – выше неба, а мозг требует перезагрузки. Я не одинок. Поэтому Гора Горой, а у нас образовывается свой тихий междусобойчик. Тем более, что лагерь «Пилигримов» как раз напротив лауреатской сцены «Гитара», и при желании можно слушать и отсюда. Расслабленно сидим у костра, поём песни свои и чужие, гитара идёт по кругу. «Нам с сестрёнкой каюк, наша мамка на юг…», «Эй, ковбой, ты постой!...», «Вам звонят от Бога – запишите номер!..». Люди подходят, отходят. В три ночи отхожу я.
 
Воскресенье, 8-е июля. И снова просыпаюсь в 07-00. Не подумайте, я не специально. И будильник принципиально не заводил. Здесь такой воздух, видимо. Спать не хочется, и я расталкиваю своих попутчиков: пора собираться. Сборы немного затягиваются. Всего три дня назад я не знал здесь никого; сегодня мы обходим палатки, пожимаем руки, обнимаемся на прощание, будто знакомы сто лет. Как быстро пролетело время, как много оно вместило в себя... Я не люблю загадывать наперёд, но мне уже хочется вернуться к Грушинским кострам, к месту, где выстояла под ливнем моя старенькая палатка, к новым друзьям. Ах, Груша, я ваш навеки!.. Хари Кришна, хари Груша!.. Чёрт, становлюсь сентиментальным. Всё, пока, до будущей Горы!